Категория: Психология

реклама-манипулятор

 

(написано в продолжение поста «Мнимые потребности»)

Реклама. Она повсюду. На телевидении и в интернете,  в журналах и газетах, на транспарантах и рекламных щитах, в рекламных проспектах и листовках, на бортах и в салонах транспорта, на радио и на вещах. Огромный поток информации, обрушивающийся на нас постоянно. И если мы не обращаем на нее внимания, это еще не значит, что эта информация на нас никак не влияет. А вся информация, с которой мы хотя бы раз столкнулись, навсегда откладывается в нашем подсознании, а значит, влияет на наше поведение, хотим мы того или нет.


 

Реклама – это борьба за успех компании, а также борьба с конкурентами. Это явление естественно. Мы все постоянно что-то рекламируем, хотя нам за это не всегда платят. Но я не считаю рекламу честной борьбой продукта за выживание на рынке, поскольку манипулирование психикой сложно назвать честными действиями.

Приведу пример. Информацию о подобных исследованиях я нашла в литературе, после чего решила повторить исследования.

(Данный пример использует случайно взятые известные бренды, да можно меня упрекнуть в непреднамеренной рекламе, но из песни слова не выкинешь)

Представьте, что вы приходите в магазин, вам нужно купить по одному товару из каждой категории (примеры из головы сейчас):

Зубная паста  «Blend-a-med»\ «Дыхание тайги»

Антивирус Касперского \ Петровского

Стиральный порошок «Taid»\ «Работница»

Приправа GallinaBlanka\ «Караван» и так далее.

Итог исследований, проведенных мной и представленных в литературе совпадал – подавляющее большинство предпочитало знакомые бренды. (что и следовало доказать).

Почему так происходит? Потому что бренды, которые мелькают перед глазами каждый день, откладываются в нашем подсознании, становясь знакомыми, а наш мозг устроен таким образом, что знакомой информации он доверяет гораздо больше. Кроме того, мозг – орган в некотором смысле ленивый, он всегда стремится сократить работу, автоматизируя некоторые действия. Новый, незнакомый продукт нуждается в анализе, оценке, сравнении, формулировании представления о нем. Это более энергозатратно для мозга, чем автоматизированное предпочтение знакомого продукт. (Хотя, сама  по себе автоматизация действий бывает и полезна. Без нее невозможно было бы научиться танцевать, быстро читать и даже ходить). Снизить влияние рекламы можно. Думайте, анализируйте, просыпайтесь, не совершайте действия автоматически, не ленитесь лишний раз задуматься.

Зная об этих механизмах, компании с мировым именем ежегодно вкладывают огромные деньги в рекламу, наводняя информационное пространство своими логотипами для того, чтобы заполучить доверие потребителя. Кстати, оплачивает эту рекламу сам потребитель, как и призы, подарки, акции,  «20% бесплатно!», благотворительную и спонсорскую деятельность компаний и многое другое.

Конечно, у рекламы с точки зрения потребителя есть плюс – она позволяет узнать о товаре, получить информацию о нем (опустим сейчас тот факт, что рекламные обещания далеко не всегда отражают реальность). Я не против существования рекламы, однако, не нарушает ли реклама мои права, манипулируя моим подсознанием, не нарушает ли реклама мои права, навязываясь и засоряя мое информационное поле? 

 

Обсудить у себя 5
Комментарии (24)

Как по мне, рекламу нужно контролировать: не допускать обмана потребителей, сделать её не такой повсеместной, запретить пользоваться всякими уловками.

и контролировать рекламу сигарет и алкоголя

Ну блин)) Телеканалам тоже нужно за что то покупать фильмы, снимать сериалы. А реклама это основной, если не единственный их источник дохода.

Каждый производитель хочет что бы его продукт покупали, отбить вложенные тонны денег. Раздражает реклама? Кабельное\спутниковое ТВ. Рекламы нет

Механизмы несколько иные, сама реклама не заставит купить)) Товар нужно еще сделать привлекательным, качественным и он должен попасть на полки магазинов. 

Реклама не нарушает твои права, ее же смотришь добровольно

Поддерживаю stasya, всем кушать хочется, всем нужны деньги.

альтернативный вариант, и более экономный, чем спутниковое — не смотри телевизор, никогда. Поверь, тебе будет с головой хватать интернета. Я живу так уже несколько лет, и пожаловаться не на что.

это не убережет тебя от всей рекламы, ее и без телека кругом полно. Но очень почистит голову, будешь более бесстрастна в своем маркетинговом выборе.

телевизор уже 6 лет не смотрю)) но иногда уж слишком ее навязывают. например, звуковая реклама в салоне транспорта. да, я надела наушники и ушла из реальности)) а люди среднего возраста ими, например, не пользуются — приходится слушать 

Да, им приходится. Хорошо нам, поколению наушников)

это точно) особенно в переполненном транспорте — значительно берегут психологическое здоровье)

А теперь представим что бы было… если бы рекламы не было. Вообще.
Весело правда?
Однако я всегда говорил, что нужно всегда сортировать приходящую в твой мозг информацию. Люди выше правы — не нравится реклама по телевизору? — Не смотри.
Однако молодеж, сидящая в интернете даже не подозревает о том, что в интернете влияние на их психику в разы больше чем у телевизора. На каждом сайте, в социальных сетях… Однако и тут можно делать как вам нужно и всего то пара действий.
1- программа «AdBlock» и 90% всех проблем решены.
2- забыл название… помоему «NetPolice», или как то так. За бесплатно, можно выставить галочки, и она будет фильтровать доступ на сайты с различным содержанием. Эро, игры, и ещё 2 категории вроде, а за платную версию вы там сможете настроить вообще весь доступ по темам начиная от «авто», заканчивая «психологией».
Как знаем и в газетах полно рекламы. На неё можно просто не обращать внимание.
Ну и так далее. А знаете, порой даже «выгодно» смотреть или слушать рекламу.
Включите радио. В «яшма» скидки сейчас 20%, в теле2 купил 1 симкарту и 500 минут в подарок… вы будете экономить! И чем вам плоха реклама?
Тут есть свои + и -, которые нужно обдумывать и подстраивать по себя. 

А я интересуюсь рекламой как образцами хороших слоганов. Ведь бывают, даже на нашем ТВ, время от времени шедевры. 

Я, кстати, телевизер тоже не смотрю, уже лет 7. Так что засилия рекламы в своей жизни не ощущаю. А знаете, как последний раз купилась на рекламу? Вообще без всякого тв. подружка так нахваливала свою мультиварку, что пошло-поехало — яндексмаркет, отзывы, форумы, покупка. 

а я после обитания на Адвего очень подозрительно отношусь к отзывам на форумах )

Реклама — двигатель торговли. Я думаю все здесь понимают, что без рекламы никак. Тот же пример про мультиварку от Елены Кукиной — «сарафанное радио».

Даже в стародревние времена реклама была. Были рыночные зазывалы и т.п. личности.

конечно, без рекламы никуда. а еще важно научиться рекламировать себя. вот без этого точно никуда. каким бы ты распрекрасным не был, люди все равно не оценят, если они об этом элементарно не знают

Не вижу особого смысла в саморекламе. Зачем? Оценили люди или нет, что измениться? Меня позовут на более престижную и высокооплачиваемую работу?

в разумных пределах, показать свои достионтсва грамотно и без излишней демонстративности. если о нас никто не знает, мы просто не можем установить социальные связи. все эти «брачные игры и ритуалы» есть не что иное, как самореклама. да и устраиваясь на работу тоже — при составлении резюме.

Тебе кто-то меня рекламировал? В том числе и я сам? Тебе просто стало интересно, ведь так? Ты посмотрела на мой блог или на коментарий у кого-то и решила добавить в друзья.

Не было рекламы, но я стал тебе интересен (не пойми не правильно).

Так что… реклама нужна, когда хочешь чего-то большего чем просто общение с другими людьми. Реклама нужна, когда ты ждешь славы, пусть и минимальной.

в принципе, я аккаунты в соц. сетях сами по себе рассматриваю как своеобразную рекламу) например, я бы о тебе не узнала, если бы тут не было твоего блога 

Ну так вы любое хождение информации назовете рекламой. Реклама все-таки информация с интенцией.

Реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение.

если исходить из этого определения, тогда да, согласна, очень много информации носит в том числе рекламный характер. кроме того, иногда реклама — это не основная цель распространяющейся информации, а, скажем, ее побочный эффект

Согласен, но лишь от части. Согласись, что реклама призвана показать лучшие стороны «товара», но что касается соц.сети — то в ВК ты не найдешь ни слова рекламирующего меня, как личность. Разве что только фотографии, но это всего лишь внешность, а сколько людей, столько и вкусов.

По твоей логике, то и сама жизнь на планете Земля — реклама. Ведь ты бы не узнала обо мне, если бы я не жил, не пользовался интернетом, телефоном и т.д.

Мое нахождение здесь (на этом сайте), моя жизнь — это можно рассматривать только лишь как наличие «товара», а не его реклама )

просто информация о «наличии товара» — это честная реклама) а рассказы о крутости или чудодейственности — это уже нарушение прав потребителя))

Вот мы и решили, что Жизнь — это честная реклама )

Какой, черт возьми, ужас )

 

А рассказы о чудодейственности и крутости. Не сказал бы, что это нарушение прав потребителей. Вот к примеру, я создал лекарство от рака, но если я не буду говорить о том, насколько оно крутое — его не будут покупать, а будут покупать только то, про которое говорят, так? Где же нарушение, если я рекламирую дейтсвительно хороший товар. Стоит разграничивать? А как ты себе это представляешь? )

«Вся жизнь — реклама, а люди в ней товары», если перефразировать 

я говорила о крутости заведомо низкокачественного товара) (это уже личные психотравмы вылезают из недр бессознательно, ибо есть грех всему верить и безусловно оказывать доверие людям, пока они не докажут обратного. а доказывают, как правило, очень неприятно) 

Прям осаны рекламщикам. Не плохо )

Так давно уже было сказано, что нельзя никому верить. Как там? Хомо хомини, люпус поганый эст. Кажется так 

а вот до меня все не доходит эта истина) безлимитный тариф доверия...(

Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети: