Воспоминания о школьной форме

 

Я пошла в школу во второй половине девяностых. В начальных классах никто и не заикался о школьной форме, все мы ходили в том, во что нас могли одеть родители, а у большинства родителей в то время возможности оставляли желать лучшего. Лет в 8-10 никто из нас не имел представления о деловом стиле и  официальных костюмах, а о школьной форме я имела представление только благодаря «Ералашу» и советским фильмам. Весь пятый класс, как сейчас помню. Я проходила в модных джинсах с заклепками и цепочкой вместо ремня и в кофточке с изображением каких-то популярных в то время исполнителей. Мои одноклассники также были одеты кто во что горазд.


А вот класса с шестого началась достаточно активная борьба за школьную форму со стороны учителей (не без соответствующего указа в Министерстве образования, разумеется) и борьба против нововведения со стороны учеников. Я, разумеется, тоже была против. Почему? В первую очередь из-за подростковой склонности к сопротивлению, меня просто выводила из себя мысль о том, что какие-то посторонние люди диктуют мне, что я должна делать и как выглядеть. Одежда для подростка – это один из главных языков самовыражения, а нам предлагали стать одинаковыми. Мы возмущались и игнорировали требования к внешнему виду.

После девятого класса я ушла. Тут история со школьной формой усугубилась. Нас ругали, вызывали в воспитательный отдел, звонили родителям и отправляли домой письма. Но заставить нас одеваться официально так и не смогли.

А в один момент, когда многое в моей голове поменяла направление чуть ли не на 180 градусов, мой стиль изменился сам собой. Ушли из гардероба грубоватые байки, видавшие виды кроссовки и затасканные джинсы со множеством карманов, а на их место пришли блузки, юбка-карандаш, строгие платья и изящные туфли.

Именно в таком виде я попала в школу в ипостаси учителя. В общем, все как положено. И там я обнаружила, что все младшие школьники как один одеты в официальные костюмы, да и старшее поколение школьников одето гораздо строже, чем лет пять назад. Программа приносит свои первые плоды.

А теперь я задумываюсь над тем, нужна ли школьная форма, нужен ли ребенку семи лет официально-деловой стиль?

Наш внешний вид несомненно влияет на образ мыслей, на внутреннюю атмосферу нашего «Я». Разве одинаково двигается женщина в халате или шикарном вечернем платье? Одинаковое выражение лица? Мысли? Нет. С официально-деловыми костюмами та же история. Строгий внешний вид в некоторой степени будет влиять на поведение. (Когда человек скорее полезет через забор – в джинсах, смокинге или мини-юбке?) Кроме того, одинаковая одежда усиливает феномены эффекта толпы. С одной стороны способствует сплочению коллектива, с другой – заставляет мыслить стереотипно.

Второклассники в черных и серых костюмах внушали мне тоску. Разве это цвет детства?  Ребенок ходит в этом полдня. А психологию цвета со счетов сбрасывать не стоит.

Одежда влияет на восприятие человека другими людьми.

А не заставляет ли официально-деловой стиль одежды немножко раньше взрослеть? Может, стоит более философски относиться к такому способу  самовыражения подростков, как одежда, чтобы подросток не искал это самое самовыражение в чем-то менее безобидном. Зачем что-то навязывать ребенку и стремиться привести всех к общему знаменателю? Зачем вмешиваться, когда человек ищет свой стиль, свой путь? Кстати, с позиции родителя мне, наверное, было бы не совсем понятно, почему посторонние и абсолютно чужие люди навязывают какой-то стиль и образ моему ребенку?

 

Обсудить у себя 9
Комментарии (8)

Я с 1 по 11 класс носила школьную форму, и сейчас порой надеваю, так как не выросла из нее. Мне нравилось ее носить: не надо было каждое утро заморачиваться, что надеть. Формы у всех были разные. Главное требование — строгий аккуратный деловой вид. Так что мы могли самовыражаться в какой-то степени. 

Форма помогает избавиться от разделения на богатых и бедных. Дети жестоки и часто, пардон, чмырят тех, чьи родители зарабатывают меньше. К тому же уход за формой приучает ребенка к порядку, ибо если испачкал, то наутро идти не в чем, а идти надо.

Так что я ЗА форму руками и ногами. Мне она нисколько не помешала в жизни.

возможно, если бы у нас с первого класса была школьная форма, то я бы тоже в свое время не переживала это так болезненно. А так… сначала привыкли, что всем все равно, а потом стали зажимать гайки. по поводу бедных и богатых — богатые приносят в школу дорогие игрушки, например, дорогой телефон или дорогие украшения — выделиться всегда можно)) у нас богатенькие очень сильно издевались над теми, кто носил школьную форму. 

Не люблю причёсывание под одну гребёнку всех, но… при этом скорее за форму (по тем же причинам, что и Svetlana ©), только с условием, что она не будет слишком уж строгой...

Мне, правда, другое вспомнилось: шерстяные штаны и сапоги с форменным платьем и передником… У всех девочек.

 Это я к тому, что топить надо нормально, чтобы дети под форму 33 свитера не надевали и пальто сверху. И раздевалку иметь, где бы они могли оставить те же зимние сапоги и надеть подходящую под форму обувь. А если ни того, ни другого обеспечить не могут, то пусть не заставляют детей носить зимой форму, ибо это издевательство над эстетическим чувством.

Мне нравилось носить школьную форму, она была удобна и практична. Но у меня никогда небыло стандартной формы, форменные платья мне шила мама. Это были красивые модные платья, форменными их делал коричневый цвет и белые воротнички. Воротнички были отдельной фишкой, они постоянно менялись. В первом классе — это был шелковый воротничек, с кружевной каймой, вывязанной кррючком. Потом пошли выбитые воротнички «Решелье», после них я стала щеголять вышитыми воротничками. Нежно розовые и слегка голубоватые цветы вышитые гладью на паплине, таких воротничков не было даже у старшеклассниц.
Когда я училась в 8 классе, нам разрешили носить форму темно синего цвета. Мама сшила мне васильковое платье с модным в то время воротничком «стойка». Я первая из всего класса пришла в новой форме, а нас в семье было пятеро. Так что не все меряется материальным уровнем родителей. 

Я как-то с первого класса в форме до сих пор, никогда не ощущал себя чем-то обделённым.В школу ходили, как на работу, одевали форму, дома носили, что угодно, всё было нормально.Всё-таки немного дисциплинирует.

Я тоже будущий педагог. И я не собираюсь вписываться в чьи-то рамки. Не миниюбка, не топ — и успокойтесь, госпожа директор...

к вопросу о богатых и бедных — сейчас для бедных проблему составляет купить эту специальную одежду для школы. 

а вообще, конечно деловая одежда дисциплинирует, это важно. я полагаю, что в школу нужно одеваться в классическом деловом стиле, но не в одинаковую для всех форму. 

И я форму не носил, но и как расп… здяй не одевался))А что касается именно определённой школьной формы чтобы все были одинаково одеты-это уже кощунство, я против такого ведь уравнивание под стандарт убивает в человеке индивидуальность и он становится всего-лишь частью толпы… Определённые рамки в одежде конечно должны быть, но чтобы в пределах этих рамок оставалось пространство для самовыражения и возможность немного выделиться)

Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.